Типология Эль-Тат
Положение в классификации: условно-статическая (ведущий тип в течение жизни неизменен, но в человеке изначально заложены черты всех типов своего пола, которые могут прорабатываться в течение жизни) неструктурированная типология норм с интертипными отношениями, содержит 5 мужских и 4 женских типов.
Логические уровни: рабочий уровень — 6 (миссия), так же оказывает существенное влияние на уровни 4 (ценности) и 2 (поведение), отдельные проявления затрагивают 1 уровень (окружение).
Типология Эль-Тат получила свое название по псевдониму автора, описавшего в книге «Карма женщины, карма мужчины». Автор книги — женщина-психолог, специализирующаяся на семейной психологии. Как и почти во всех типологиях, имеющих дело с верхними логическими уровнями, описание типов идет через архетипические образы, в данном случае это образы из египетской мифологии. Кроме того, типы четко разделены по гендерному признаку на мужские типы и женские, обосновывается это следующим образом: «Карма мужчины в самых общих чертах – это возможность и обязанность быть созидателем, строителем, движителем человечества. Мужчина, активно прорывающийся сквозь тьму неизвестности, — боец, захватчик новых пространств, новых знаний, нового совершенства. Он – Человек, и ему многое простительно. Карма женщины – быть всем тем, что обеспечит Человеку (и Человечеству) движение, развитие, строительство и совершенство».
Мужские архетипы:
- Озирис — «мужское деятельное начало»: активное преобразование мира, его обустройство, освоение новых пространств, установление на них разумного и справедливого порядка.
- Тот — «мудрость и познание жизни»: неспешное проникновение в тайны мироздания, спокойный и основательный труд, передача накопленных знаний.
- Анубис — «страдающая за весь мир душа»: влияние на мира не прямым воздействием, а через на души окружающих людей, содействуя их духовному развитию, проявлению лучших качеств.
- Гор — «разумная природа человека»: активное формирование себя, собственной личности с целью пройти духовное перерождение и научиться господствовать над своими страстями и низменными началами, стать достойным человеком.
- Сет — «воплощенное зло»: источник разрушительного начала в человеке, порождающего жажду власти, зависть, эгоизм, неконтролируемую жажду удовольствий, но в то же время это агрессивное начало выступает как источник изменений, развития мира.
Из пяти перечисленных типов, согласно сюжету мифа, три типа — Озирис, Тот и Сет — являются старшими, а Гор и Анубис — младшими. Нетрудно заметить, что старшие архетипы направлены больше на воздействие на внешний мир, а младшие — на преобразование своего внутреннего мира, преобразование себя.
Женские архетипы:
- Исида — «проявленная любовь Вселенной»: ее цель — дарить любовь окружающим, наполнять ею мир вокруг себя, сочувствовать, сопереживать.
- Хатор — «женское сексуальное начало»: пробуждение страсти и творческого начала, наполнение энергией, подталкивание к великим свершениям, а так же разрушение, испепеление негативных черт, защита справедливости.
- Маат — «добродетель, истинность и порядок»: поддержание порядка и справедливости в жизни.
- Нефтида — «живая природа земли»: обустройство жизненного пространства на материальном уровне.
Интертипные отношения. В книге даются описания всех возможных вариантов интертипных отношений. В типологии Эль-Тат большинству типов соответствует два наиболее благоприятных варианта отношений: Озирис — Исида, Озирис — Хатор, Тот — Маат, Тот — Исида, Анубис — Маат, Гор — Хатор, Гор — Нефтида, Сет — Нефтида. Так же делается попытка объяснить интертипные через пять стихий китайской философии (Огонь, Земля, Воздух, Вода, Дерево), для чего вводится еще один женский тип — Сотис, но утверждается, что женщин этого типа не существует из-за того, что стихия Огня, к которой принадлежит этот тип, по природе своей не женская.
Методики определния типа: самотипирование по описаниям.
Практическое применение. Основное предназначение — семейная и детская психология, а так же прогноз парных отношений. Кроме того, эту типологию можно использовать для самопознания и в качестве отправной точки при прояснении миссии — глобальной жизненной задачи, стоящей перед человеком.