Парадигма проекта
Общие положения. В основе парадигмы нашего проекта лежит убеждение, что типологии личности — это способ передачи информации о тех или иных свойствах человеческой личности в крайне сжатом виде. Например, мы можем сказать о человеке, что он ЭИЭ-«Гамлет», и те, кто знает соционику, уже получат определенные представления о нем, тогда как оипсывая человека обычным способом пришлось бы несколькими страницами текста. Но все существующие типологии подобны сжатию с потерями: узнав тип человека, мы не сможем полностью мысленно восстановить его личность, понять, что происходит у него в голове, а можем только получить приблизительное представление о той или иной части его личности, ограниченной рамками применимости данной типологии (в случае соционики — о том, какую информацию он может воспринимать, чему сможет учиться «на лету», а что будет даваться тяжело). Области применимости типологий могут частично пересекаться, и имеет смысл подбирать их так, чтобы наименьшим количеством обеспечить как можно более точное описание человека. С целью систематизации этого подбора и была создана пирамида типологий.
Но следует помнить, что сколько бы типологий мы ни брали, все равно описать человека целиком и полностью не представляется возможным: всегда останутся какие-то уникальные черты характера, а так же влияние прожитого опыта, которые не будут вписываться ни в одну типологию. Это похоже на использование ряда Тейлора в высшей математике: чем больше его членов мы берем, тем точнее получаем значение функции в какой-то точке, но всегда будет какой-то бесконечно малый остаток, который не позволяет получить ее истинное значение. Но к сожалению, многие новички (а иногда и не только) делают ошибку, рассматривая типы как целостные образы, которым в результате приписываются свойства, вообще выходящие за рамки изучаемой типологии, или делаются неправомерные обобщения (например, «все Гамлеты — истерики», тогда как на самом деле истероидность лежит за пределами соционики и относится к типологии Мак-Вильямс).
Соционика в рамках Проекта рассматривается как самостоятельная наука (а точнее пока еще паранаука из-за отсутствия методов, дающих воспроизводимые результаты), находящуюся на стыке естественных и гуманитарных наук. С одной стороны, скорее всего, описываемые ей особенности восприятия информации обосновываются каким-то образом нейрофизиологией, а с другой соционика сама дает основу некоторым разделам социологии, психологии и других гуманитарных наук. Мы не принимаем парадигму какой-либо из соционических школ полностью, а выступаем за синтетический подход, включающий в себя отдельные положения разных соционических направлений (в частности, наибольшее влияние на наше видение соционики оказали труды Аушры Аугустинавичюте, Р. Седых, Школы Гумантиарной Соционики, Школы Системной Соционики и Веры Новиковой, а также понятие опыта, используемые в НЛП). Соционический тип, на наш взгляд, определяется имеющимся у человека набором стратегий обработки информации по каждому из аспектов, а так же тем, являются ли те или иные аспекты ценностными или нет. (Под ценностностью понимается готовность и желание поддерживать коммуникацию по данному аспекту.) Мы используем дихотомии Юнга (при этом дихотомии рассматриваются как континуум значений от -1 до 1, а не дискретные признаки), модель А, аспектонику и функционику, теорию мерностей функций, интертипные отношения, признаки и малые группы Рейнина. Также признаем, хотя и не используем штурвал Калинаускаса и простейшую систему подтипов (терминальный и инициальный). Мы считаем излишними сущностями знаки функций (для сильных функций их можно объяснить через блоки модели А, для слабых они не имеют смысла, так как проявления слабых функций определяются скорее наполнением функций), маски (так как они представляют собой либо «эффект Барнума», либо проявления других типологий, чаще всего акцентуаций по Мак-Вильямс) и другие системы подтипов (которые чаще всего являются попытками описать через соционику проявления психософских типов). Мы также против типоведческого подхода, при котором внимание фокусируется на описании свойств типов без привязки их к основополагающим социническим понятиям (таким как модель А или базис Юнга).
Психософия, типология Эль-Тат, системно-векторная психология, темпористика и этапы эволюции личности Подводного в нашем понимании являются скорее философско-мировоззренческими системами, принимаемыми на веру, чем научными учениями. Тем не менее, для самопознания и лучшего понимания себя и окружающих и сжатого описания ряда человеческих качеств они оказываются весьма удобными и полезными, что делает оправданным их изучение и применение.
Все прочие типологии, описанные в рамках Проекта, мы рассматриваем как относящиеся к тем или иным разделам психологии.