Этапы эволюции личности
Рассматриваемые этапы развития личности были описаны А. Подводным в книге «Эволюция личности». Всего выделяется пять этапов развития личности с точки зрения того, как эта личность взаимодействует с миром, насколько отделяет себя от него, какие социальные программы (жизненные задачи) может на себя брать и как именно будет их реализовывать. Названия уровней связаны с возрастом, однако эта связь весьма условна, и развитие у каждого человека идет индивидуально: какие-то уровни могут быть пройдены достаточно быстро, а на каких-то происходит застревание надолго. Как правило, после «застревания» переход на следующий уровень связан с серьезным жизненным кризисом, который оказывается нерешаемым на текущем этапе развития и приводит к существенному пересмотру взглядов на мир и свое место в нем.
Развитие идет циклически: на нечетных этапах человек больше сосредоточен на себе, на четных — на социальных программах, реализуемых во внешнем мире.
Рассмотрим этапы подробнее:
- Инфантильный. На этом этапе человек полностью сосредоточен на здесь и сейчас и совершенно не ассоциирует себя с тем, что было раньше, равно как и не думает о будущем. Выполнение сколь-нибудь долгосрочных социальных программ без постоянного внешнего контроля просто невозможно: человек просто о них забудет, самостоятельная его деятельность имеет бессистемный характер.
- Подростковый. При выходе на данный этап развития человек приобретает способность ассоциировать себя с той или иной социальной ролью или даже набором ролей и в течение достаточно продолжительного времени их реализовывать. Однако, как и на первом уровне, у человека нет опоры на свое внутреннее «я", поэтому роли выбираются и реализуются под влиянием внешних факторов или вообще случайно. Самооценка определяется тем, насколько человек преуспел в реализации выбранных программ, а в случае неудачи кажется, что рушится мир вокруг.
- Юношеский. На этом этапе социальные программы теряют свою актуальность (хотя человек может продолжать заниматься ими, но они больше не воспринимаются как основа мира, как цель и смысл жизни). Появлется чувство наличия внутри себя чего-то такого, что не зависит от этих программ и составляет основу своего «я», чувство уникальности своего места в мире, но пока еще оно очень смутно. Происходит как бы открытие внутри себя целой новой Вселенной, изучение которой и становится главной задачей этого этапа. Это может приводить к метаниям из стороны в сторону, когда человек берется то за одно, то за другое, пытаясь найти то, что максимально соответствует внутренним потребностям его личности. Чаще всего на этом этапе человек отождествляет себя с каким-либо романтическим героем или идеей служения какому-то недостижимому идеалу. Самооценка может весьма серьезно колебаться, но редко уходит в крайне негативную, как это было на втором этапе при потере социальной роли.
- Зрелый. У зрелой личности присутствует четкое понимание своего «я», которое дает ощущение своего места в мире, создает фундамент, на котором основывается образ жизни, поведение, система ценностей человека. Оно лежит в основе выбора тех или иных социальных программ, за реализацию которых человек чувствует себя вправе взяться. Но по сравнению с предыдущим уровнем происходит ограничение свободы: если раньше человек мог в поисках себя идти в любою сторону, то теперь он видит, что мир как бы дает знаки, предупреждает о попытке свернуть с пути, и чем дальше человек пытается от этого пути отклониться, тем серьезнее будут эти предупреждения. Главная проблема данного уровня — цели и замыслы становятся достаточно масштабными и не могут быть реализованы сразу и немедленно, а зачастую требуют времени и серьезной подготовительной работы, что порождает проблему распределения времени, энергии и сил между ними и согласованию их между собой. Самооценка зрелой личности достаточно устойчива, при этом она многоплановой: человек оценивает себя не «вообще», а по каждому виду деятельности отдельно.
- Интегрированный. На интегрированном уровне пропадает противоречие между отдельными жизненными программами и ценностями человека, которое было главной проблемой четвертого уровня, и исчезает избыточная сосредоточенность на собственном "я». Происходит слияние с миром, связь между своим внутренним миром и тем, что происходит вокруг становится очевидной. Человек снова сосредотачивается на происходящем здесь и сейчас, как на инфантильном уровне, но одновременно с этим есть видение ситуации и в контексте жизненного пути в целом, что дает возможность самовыразиться так, чтобы это предельно точно соответствовало текущему моменту. На этом уровне приходит понимание, что любой опыт дается не просто так и что он по-своему ценен и необходим, что нет в жизни случайных событий. Самооценка данной личности всегда положительна и может испытывать лишь незначительные колебания.