Введение в эволюцию личности по А. Подводному
Коротко об «Эволюции личности» А. Подводного. Там описано довольно подробно различие между уровнями, суть каждого, проявления в разных спектрах жизни и т.д. Здесь я довольно схематично освещу суть.
Автор выделяет 5 уровней. Которые меняются в течение жизни, чаще последовательно, чаще в развитии, человек со временем переходит на следующий уровень. Однако местами с регрессом. Человек может на каком-то одном уровне провести всю жизнь, а может сменить и всю палитру. Может на каком-то уровне находиться год-два, а на другом лет 10. Или сочетать в себе 2 уровня, хотя в таком случае какой-то один будет проявлен сильнее. Может родиться не на самом первом уровне, где-то выше. Или очень быстро пройти первые два. А может жить всю жизнь на первом, и чувствовать себя очень счастливым.
Критерии — С чем человек себя идентифицирует? Где фокус его внимания? Насколько ясно он себя осознает? Как взаимодействует с коллективами и сочетает в себе разные грани жизни?
Уровень 1 — инфантильный
«Я — это то, что сейчас» (идет по улице, спорит с товарищем, читает книжку). «Завтра Я будет другое. Это сделано раньше и плохо — это уже не Я». Ощущение себя только в текущий момент. Если что-то не так — мир плохой, что-то хорошо — мир хороший — нет раздаелания между собой и миром, между собой и людьми. Человеку сложно долго заниматься каким-то одним делом, его быстро сметает чем-то посторонним, другими идеями, препятствиями. Даже если человек на первом уровне занимает значимую должность, руководит кем-то — то скорее всего он будет реализовывать идеи вышестоящих. Здесь возможна безответственность, посколько фокус внимания человека не может быть направлен на последствия своих действий.
Происходит некое «порхание» по жизни. Свою зависимость от окружающих слабо осознает. На пятом уровне также есть ощущение слияния, непривязанности, только «сейчас», однако оно на много порядков более осознанное.
Уровень 2 — подростковый
«Я — это то, чем я занимаюсь. Я — это то, какой я в некоторой социальной роли (в семье, в коллективе, где-то еще).» Здесь человек осознает себя в контексте тех социальных программ, в которых он участвует, и его самоощущение и самооценка будет сильно зависеть от них. Получил повышение на работе — верит в себя, ну и наоборот. (В отличие от более высоких уровней, где самооценка зависит в большей степени от внутренних критериев). Человек может усердно и долго заниматься неким делом или развивать в себе какие-то качества, служить некоторым ценностям. (В отличие от первого уровня, на котором ценности и качества человек подхватывает от того места, коллектива, где он оказался). Человек на втором уровне слабо осознает себя вне ценностей и программ, к которым он привязан. Сложно им противоречить.
Уровень 3 — юношеский
«Я — моя жизнь. В каждом действии, слове, в прошлом, в будущем — есть Я.» Здесь человек становится более свободным от программ, от навязанных и важных ему ценностей. Он ощущает не просто свое участие в программе, а именно то уникальное, присущее только ему, что реализовывается через эту программу. Не просто ценность. А специфику себя в этой ценности. Здесь человек может в большей степени управлять собой. И он находится в неком поиске, который приведет к результату уже на четвертом уровне. Поиске чего-то своего, чего-то такого, что не может дать ни одна социальная роль, ни одна сфера деятельности сама по себе. А может найти только он сам, причем где угодно. Человек может метаться и делать неожиданные для себя вещи, но не по веянию окружающего мира, как на первом уровне, а от внутренних порывов.
Уровень 4 — зрелый
«Я — моя жизненная программа, мое влияние на мир вокруг, на людей». Человек осознает себя, его самоощущение глубоко и опирается он только на себя. Может создавать творить, точнее, найдя это своя «я", свою программу, человек не может не заниматься этим. Есть много энергии на реализацию этой самой своей программы (будь это талант, дело, участие в чужих программах). Человек осознает характер взаимодействия со внешним миром, реализацией себя может осознанно влиять на этот внешний мир. В отличие в программах второго уровня, социальная значимости здесь роли не играет — у человека внутренние критерии оценки себя и своей деятельности. Внутри он осознает, что действует единственным верным для себя способ и какую значимости эти действия принесут.
Уровень 5 — интегральный
„Я не существует, как таковое“. Человек перемещается от одних жизненных ситуаций к другим, самым гармоничным, присущим только ему способом, вписываясь в то, что происходит вокруг. Высокая степень осознания себя, своей роли в каждом моменте. Осознавание значимости каждого своего даже мелкого движения, простого слова.
На первом и на пятом человек чувствует слияние с миром и живет „сейчас“, не ассоциируя себя с длительным и постоянным. На первом — неосознанно, просто так получается. На пятом — настолько ясно осознает это „сейчас“, что реализация себя через длительные программы, даже свои собственные, уже не нужна (в то время, как на первом — еще не возможна). Каждым моментом человек направляет мир нужным образом, может направлять других людей, идеологии, колеективы, не управляя ими явно. На втором и четвертом человек ведет постоянные программы, на втором — чужие, на четвертом — свои. Третий уровень — переходный. (Часто ему приписывают синдром «кризиса среднего возраста», когда человек понимает, что все, что у него есть, истинной ценности для него не представляет).