Об изломе первой функции
А.Ю. Афанасьев в своей работе «Синтаксис любви» описал первую функцию как избыточную, мощную, но в то же время хрупкую и указал на то, что при определенных ситуациях возможен ее «излом», который приводит к проблемам для всей личности, так как первая функция очень тесно связана с представлениям о своем Я и самооценкой.
Возникает такой излом, как правило, после нескольких повторяющихся случаев, когда первая функция берет на себя непосильную задачу или же оказывается в ситуации беспомощности, когда она ничего не может сделать. При этом излом первой функции — это вовсе не смена приоритетов или понижение значимости соответствующей сферы Бытия, а нарушение адекватной оценки своих возможностей, которое приводит к избеганию соответствующей деятельности. Если взглянуть на это явление с точки зрения 16-компонентной модели, то получаем следующее: человек регулярно получает негативную оценку результата своей деятельности по G-компоненту и при этом у него отсутствует возможность самостоятельно оценить себя по R, и в итоге теряется вера в себя и свои способности.
Например, для первой Воли причиной излома может стать регулярное попадание в ситуации, где 1В не может ничего контролировать или как-то влиять на происходящее, для первой Эмоции — регулярное отвержение, попадание в изгои общества, а также жесткие запреты на свободные проявления эмоций, для первой Логики — слишком сложные задачи, для решения которых нет необходимых знаний (часто возникает в детстве, когда родители требуют от ребенка чего-то несоответстующего его возрасту), и, наконец, для первой Физики — это различные травмы и болезни, а также финансовые проблемы (последнее особенно актуально для 1Ф-мужчин). Особенно тяжело излом первой функции переносится тогда, когда с ней связана профессиональная деятельность человека.
Проявляется излом обычно в том, что человек начинает всячески избегать сколько-нибудь сложной деятельности по первой функции. Так, например, надломленная 1В может превратиться в пассивного потребителя, которому ничего не надо или начать спиваться (примером такой ситуации может являться упоминание об алкоголизме Твардовского в «Синтаксисе любви»), 1Л — избегать любых нетривиальных задач интеллектуального плана, требующих изучения чего-то нового, или же совершенно неадекватно оценивать сроки исполнения таких работ, 1Ф — избегать физического труда или испытывать навязчивый страх получения травмы, 1Э — стать внешне совершенно черствым и безэмоциональным человеком.
Что же делать в таких случаях? Во-первых, понять, что как и любой другой кризис, излом первой функции — это одновременно и определенные трудности, и, в то же время, новые возможности. В данном случае возможности личностного развития и смены самовосприятия. (Так, например, у автора данной статьи подобный излом привел в свое время к переходу на третий этап развития личности в типологии А. Подводного.) Поэтому первое, что нужно сделать — это перестать отождествлять себя только со своей первой функцией. То есть избавиться от установки «я — это мой разум» или «я — это мои эмоции» или «Я — это мое тело», заменив ее на “я — это больше, чем мой разум, мои эмоции, мое тело”. Тут помогут различные методики разотождествления, которых можно немало найти в Интернете (порекомендовать какую-либо конкретно затруднительно, так как очень многое тут индивидуально, и у разных людей работающими окажутся разные методики).
Второе — это прекратить все попытки заставить себя заниматься деятельностью по первой функции принудительно (вплоть до смены работы, если это необходимо). Через какое-то время, скорее всего, желание проявить себя по первой начнет возникать самопроизвольно. Тогда нужно браться за какие-то небольшие задачи, которые можно завершить за достаточно короткое время (и тем самым получить положительную оценку по G-компоненту).
И, наконец, третье — это попробовать найти доброжелательное окружение, которое будет принимать и ценить сделанное по первой функции.
В большинстве случае перечисленных мер будет достаточно, чтобы решить проблемы, вызванные надломом первой функции и восстановить ее нормальную работу.