Альтернативный взгляд на ТУАИ
Как известно, в ходе работы над ТУАИ Я. Фельдман пересматривал свою точку зрения на количество уровней, которое используется человеком: изначально считалось, что таких уровня три (один целевой и два служебных), а в настоящее время — четыре. Однако здесь возникает вопрос: чем вообще определяется количество используемых уровней, и действительно ли оно у всех должно быть одинаково? Также не до конца понятным остается то, как с количеством уровней дело обстоит в детстве, до 9 лет, когда ребенку четвертый и более высокие уровни еще не доступны.
Все эти вопросы заставляют взглянуть на Теорию Уровней с несколько иной точки зрения: вместо того, чтобы определять набор “любимых” уровней, может оказаться более целесообразно попробовать выявить состояния, в которых может находиться каждый из уровней. Рассмотрим, в каких же состояниях может быть уровень.
Первое, самое очевидное состояние, — это неактивность. Оно означает, что человек либо еще не дорос до этого уровня вообще, либо быстро проскочил его в своем развитии и практически не использует. Попытки взаимодействия с человеком по такому уровню вызывают непонимание или игнорирование.
Второе состояние — целевой уровень. Уровень не просто активно используется, а на нем лежат самые актуальные в данный момент жизненные задачи для человека, то, что в данный момент он ассоциирует со свои “я”. По всей видимости, целевой уровень в каждый момент времени может быть только один, причем при нормальном развитии личности им является самый высокий из освоенных человеком. Также целевой уровень сильно коррелирует с этапом развития личности в типологии А. Подводного. В частности “инфантильному” этапу соответствуют первый, второй и, возможно, третий уровни ТУАИ в качестве целевых, “подростковому” — более всего четвертый (и отчасти может быть третий), “юношескому” — пятый и седьмой, “взрослому” — шестой и седьмой, “интегрированному” — либо восьмой, либо тот, который условно называется девятым, то есть переход в состояние, когда все уровни превращаются в служебные и могут использоваться по мере необходимости.
Третье состояние — служебный уровень. Служебные уровни активно используются человеком, но самостоятельной ценности для него не представляют, а используются скорее как инструменты. В одной из работ Фельдмана есть упоминание о том, что целевой уровень превращается в служебный тогда, когда человек его уверенно освоил и деятельность по нему перестала быть риском и освоением нового.
Кроме того, практические наблюдения показали, что есть еще одно состояние, в котором может находиться уровень, не описанное Фельдманом. Это состояние, когда какой-либо уровень вызывает активное неприятие, отторжение, желание максимально ограничить его использования (которое может распространяться не только на себя, но и на окружающих). Такое состояние можно назвать теневым, по аналогии с понятием Тени, использованным К.Г. Юнгом. Причины появления теневого уровня могут быть различными, о чаще всего они кроются в либо в неудачном опыте при попытке освоения уровня как целевого, либо при в результате неприятия проявлений этого уровня значимыми взрослыми в окружении ребенка.
Чаще всего появление теневого уровня и приводит к нарушению нормальной последовательности освоения нового уровня каждые три года и застреванию на уровне, предшествующему Тени, в качестве целевого (то есть если теневым оказался пятый, то целевым долгое время будет четвертый). Но при этом возможно освоение последующих уровней в качестве служебных, а также, в случае крайней необходимости, и использование самого теневого уровня как служебного. Таким образом, при таком подходе тип личности будет характеризоваться вектором, описывающим состояния каждого из уровней. Кратко его можно записывать следующим образом: для каждого уровня от первого до восьмого ставим знак минус, если уровень неактивен, букву “с” — если служебный, букву “ц” — если целевой, букву “т” — если теневой, а между четвертым и пятым уровнями — двоеточие для удобства восприятия (пример: с-сц: тсс- означает, что второй и восьмой уровень неактивны, четвертый — целевой, пятый — теневой, остальные — служебные). Использование такого вектора позволяет охарактеризовать тип более детально, чем простым перечислением нескольких “любимых уровней”. Кроме того, отпадает необходимость в искусственном введении двух “мифических” уровней: нулевого и девятого, так как им соответствуют состояния “все уровни неактивны” (обозначается — — : — —) и “все уровни служебные” (сссс: сссс).
Однако вопрос о том, какое количество уровней может быть в каждом состоянии, и чем это количество обусловлено, остается открытым и требует дальнейших исследований.