Системно-векторная психология
Автор обзора: 4X_Pro
Положение в классификации: статическая неструктурированная типология норм без интертипных отношений, содержит 8 независимых векторов.
Логические уровни: условный рабочий уровень — 5 (идентичность), однако в целом типология затрагивает все уровни.
Системно-векторная психология создана Ю. Бурланом и В. Толкачевым. По их утверждению, типология является развитием идей Фрейда, который описал в свое время два центра получения удовольствия человеком — оральный и анальный, связав их с определенными этапами развития личности. Ю. Бурлан и В. Толкачев выделили еще 6 центров получения удовольствия, а так же предположили, что стремления и потребности, связанные с ними, проявляются не на отдельных периодах развития, а остаются у человека в течение всей жизни, но при этом могут различаться способы реализации этих потребностей. Таким образом, было выделено восемь независимых центров получения удовольствия, названных психологическими векторами.
Наличие вектора означает, что у человека есть стремление, потребность в реализации себя в видах деятельности, так или иначе связанных с определенным центром получения удовольствия. При этом способы реализации конкретного вектора могут быть весьма разнообразными и, по мнению авторов, закладываются до достижения индивидом возраста полового созревания, а наличие или отсутствие конкретных знаний и умений, необходимых для того или иного способа реализации, выходит за рамки рассмотрения данной типологии. Возможны так же ситуации нереализованности вектора, когда потребности по нему имеются, а возможности их реализовать нет, что может приводить к депрессии и ощущению неудовлетворенности. Тип человека определяется тем, какие вектора имеются у него в наличии (обозначается простым перечислением векторов). Количество имеющихся векторов может быть различным: от одного до всех восьми, на практике чаще всего в наличии бывает 2-4 вектора.
В системно-векторной психологии для каждого из векторов описаны особенности поведения и мотивации обладающего им человека, типичные особенности внешности, а так же архетипический образ роли данного вектора в первобытном обществе (что и дает возможность говорить о проявлениях типологии на 5 логическом уровне). Дадим краткое описание этих векторов:
- Мышечный. Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда.
- Кожный. Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость.
- Анальный. Ключевая задача: накопление, сохранение и передача информации. Видовая роль: «тыловик», занимающийся воспитанием следующего поколения, а так же охраной и допросом пленных. Возможные недостатки: излишний консерватизм, жестокость.
- Уретральный. Ключевая задача: увлечь и повести за собой людей. Видовая роль: вождь. Возможные недостатки: неумение «смотреть назад» — вывлять сделанные ошибки, понимать их причины и корректировать курс.
- Оральный. Ключевая задача: распространение информации. Видовая роль: глашатай. Возможные недостатки: неумение хранить секреты.
- Зрительный. Ключевая задача: умение наблюдать окружающий мир, видеть красоту в нем, охрана жизни как таковой. Видовая роль: дневной охранник стаи. Возможные недостатки: неумение постоять за себя, неприспособленность к самостоятельному выживанию.
- Звуковой. Ключевая задача: сбор скрытой информации в мире. Видовая роль: ночной охранник стаи. Возможные недостатки: излишняя устремленность в себя, оторванность от действительности.
- Обонятельный. Ключевая задача: выявление потенциальных опасностей прежде чем они станут реальными. Видовая роль: шаман. Возможные недостатки: излишняя подозрительность, недоверие к окружающим.
Уретральный, звуковой и обонятельный вектор — доминирующие, т.е. при наличии у человека они проявляются так, что не могут быть перекрыты проявлениями других векторов или ограничениями, связанными с воспитанием или общественными установками.
Способы типирования: по мнению авторов, каждый должен определять свой тип самостоятельно по описаниям.
Практическое применение: главная область применения — самопознание, лучшее понимание своих способностей и потребностей. Так же может использоваться для профессиональной ориентации (выбор профессии, связанной со стимуляцией соответствующих центров удовольствия) и для психологического консультирования (в том числе детского и семейного).
Первоисточники
- YBURLAN.RU — сайт Ю. Бурлана Внимание: на форуме крайне нетерпимое отношение к людям, высказывающих мнение, не совпадающее с официальной позицией портала. В связи с этим рекомендуем изучать типологию самостоятельно, по источникам в открытом доступе, и не забывать о критическом мышлении.
- Подробные описания всех векторов