Этапы эволюции личности

Автор обзора: 4X_Pro

Рассматриваемые этапы развития личности были описаны А. Подводным в книге «Эволюция личности». Всего выделяется пять этапов развития личности с точки зрения того, как эта личность взаимодействует с миром, насколько отделяет себя от него, какие социальные программы (жизненные задачи) может на себя брать и как именно будет их реализовывать. Названия уровней связаны с возрастом, однако эта связь весьма условна, и развитие у каждого человека идет индивидуально: какие-то уровни могут быть пройдены достаточно быстро, а на каких-то происходит застревание надолго. Как правило, после «застревания» переход на следующий уровень связан с серьезным жизненным кризисом, который оказывается нерешаемым на текущем этапе развития и приводит к существенному пересмотру взглядов на мир и свое место в нем.

Развитие идет циклически: на нечетных этапах человек больше сосредоточен на себе, на четных — на социальных программах, реализуемых во внешнем мире.

Рассмотрим этапы подробнее:

  1. Инфантильный. На этом этапе человек полностью сосредоточен на здесь и сейчас и совершенно не ассоциирует себя с тем, что было раньше, равно как и не думает о будущем. Выполнение сколь-нибудь долгосрочных социальных программ без постоянного внешнего контроля просто невозможно: человек просто о них забудет, самостоятельная его деятельность имеет бессистемный характер.
  2. Подростковый. При выходе на данный этап развития человек приобретает способность ассоциировать себя с той или иной социальной ролью или даже набором ролей и в течение достаточно продолжительного времени их реализовывать. Однако, как и на первом уровне, у человека нет опоры на свое внутреннее «я", поэтому роли выбираются и реализуются под влиянием внешних факторов или вообще случайно. Самооценка определяется тем, насколько человек преуспел в реализации выбранных программ, а в случае неудачи кажется, что рушится мир вокруг.
  3. Юношеский. На этом этапе социальные программы теряют свою актуальность (хотя человек может продолжать заниматься ими, но они больше не воспринимаются как основа мира, как цель и смысл жизни). Появлется чувство наличия внутри себя чего-то такого, что не зависит от этих программ и составляет основу своего «я», чувство уникальности своего места в мире, но пока еще оно очень смутно. Происходит как бы открытие внутри себя целой новой Вселенной, изучение которой и становится главной задачей этого этапа. Это может приводить к метаниям из стороны в сторону, когда человек берется то за одно, то за другое, пытаясь найти то, что максимально соответствует внутренним потребностям его личности. Чаще всего на этом этапе человек отождествляет себя с каким-либо романтическим героем или идеей служения какому-то недостижимому идеалу. Самооценка может весьма серьезно колебаться, но редко уходит в крайне негативную, как это было на втором этапе при потере социальной роли.
  4. Зрелый. У зрелой личности присутствует четкое понимание своего «я», которое дает ощущение своего места в мире, создает фундамент, на котором основывается образ жизни, поведение, система ценностей человека. Оно лежит в основе выбора тех или иных социальных программ, за реализацию которых человек чувствует себя вправе взяться. Но по сравнению с предыдущим уровнем происходит ограничение свободы: если раньше человек мог в поисках себя идти в любою сторону, то теперь он видит, что мир как бы дает знаки, предупреждает о попытке свернуть с пути, и чем дальше человек пытается от этого пути отклониться, тем серьезнее будут эти предупреждения. Главная проблема данного уровня — цели и замыслы становятся достаточно масштабными и не могут быть реализованы сразу и немедленно, а зачастую требуют времени и серьезной подготовительной работы, что порождает проблему распределения времени, энергии и сил между ними и согласованию их между собой. Самооценка зрелой личности достаточно устойчива, при этом она многоплановой: человек оценивает себя не «вообще», а по каждому виду деятельности отдельно.
  5. Интегрированный. На интегрированном уровне пропадает противоречие между отдельными жизненными программами и ценностями человека, которое было главной проблемой четвертого уровня, и исчезает избыточная сосредоточенность на собственном "я». Происходит слияние с миром, связь между своим внутренним миром и тем, что происходит вокруг становится очевидной. Человек снова сосредотачивается на происходящем здесь и сейчас, как на инфантильном уровне, но одновременно с этим есть видение ситуации и в контексте жизненного пути в целом, что дает возможность самовыразиться так, чтобы это предельно точно соответствовало текущему моменту. На этом уровне приходит понимание, что любой опыт дается не просто так и что он по-своему ценен и необходим, что нет в жизни случайных событий. Самооценка данной личности всегда положительна и может испытывать лишь незначительные колебания.

Вернуться к списку материалов

Наши сообщества

Дружественные сайты