Пирамида типологий личности

Авторы: 4X_Pro, сэр Мик

Наверное, многие знают притчу о слепых мудрецах, которые пытались понять, что же представляет собой слон. Один ощупал ухо, другой – ногу, третий – хобот, четвертый – хвост, и каждый пытался рассказать только о том, что потрогал сам. В результате ни одно из описаний не соответствовало реальности, а мудрецы только напрасно спорили между собой. Примерно такая же ситуация возникает у человека, который изучил несколько типологий личности: с одной стороны, вроде бы каждая из них описывает что-то вполне правдиво, с другой – при попытке совместить их между собой часто оказывается, что они в чем-то они противоречат друг другу. Возникает вопрос: как же перейти от этих фрагментарных описаний к целостному видению и существует ли оно?

Представим себе, что мудрецы из притчи вдруг перестали спорить между собой, а внимательно выслушали друг друга, да еще и учли при этом, кто из них где стоял по отношению к слону, когда они его ощупывали. Очевидно, что описание, которое они составят после этого, на настоящего слона будет похоже гораздо больше.

Иными словами, чтобы собрать из разрозненных описаний целостное видение, нужна некая схема того, как эти описания соотносятся между собой, где кончается одно и начинается другое, а также где проходят границы между ними. То есть, имеет смысл структурировать суждения типологов относительно тех или иных свойств типов личности, принадлежащих к определённым типологиям, а соответственно — и типологий. Как мы покажем далее, удобной основой для такого структурирования может служить пирамида логических уровней Дилтса, используемая в НЛП для описания убеждений. Пирамида предлагает классификацию убеждений в зависимости от той информации, которую они несут; для определения уровня (класса, в который попадает убеждение) часто используют “вспомогательный вопрос”, на который “отвечает” убеждение. Перечислим логические уровни (“снизу вверх”, от самого конкретного к самому абстрактному) с соответствующими вопросами:

  1. Окружение и предпочтения – что ему нравится? что предпочитает видеть вокруг себя?
  2. Поведение и физиология – что он делает?
  3. Стратегии и способности – как он это делает? что он может?
  4. Ценности – что для него важно, ради чего он это делает?
  5. Идентичность – кто он? как он себя представляет?
  6. Миссия – кто он в контексте внешнего мира?

Как мы видим, чем ниже уровень в пирамиде, тем более формальным является описание личности и её типа; чем более высоким и абстрактным является уровень — тем больше в ответе на его вопрос доля субъективных убеждений личности (которые, при всей их субъективности, описываются соответствующими типологиями). Таким образом, с помощью пирамиды Дилтса мы описываем не только убеждения типировщика о типах личности и их свойствах, но и личные убеждения типируемого, “расставляя по уровням” его картину мира.

Почти все типологии личности дают ответы на вопросы, соответствующие нескольким логическим уровням. Однако, как мы проиллюстрируем далее, для большинства рассматриваемых типологий личности можно найти такой уровень, на котором окажется сосредоточена та часть ответов, которая составляет основу, суть этой типологии, таких ответов, без которых применение типологии просто не имеет смысла. Этот уровень будем называть рабочим уровнем типологии. На остальные уровни (чаще всего соседние), как правило, попадают второстепенные с точки зрения этой типологии проявления свойств личности. Такие уровни будем называть вспомогательными.

Так, например, соционика – типология третьего уровня, описывающая способности и стратегии восприятия различных видов информации, но каждый социотип имеет ряд признаков, которые проявляются в поведении и особенностях мимики и жестов, то есть попадают на второй уровень, иногда даже на первый, как, например, статная осанка, типичная для ЛСЭ-”Штирлица”.  При этом в соционике из стратегий работы с информацией выводятся стратегии поведения, оптимального для обладателя того или иного социотипа, и ценностные аспекты как разновидности стратегии — какую информацию получать, какую избегать. И наоборот, перечисление характерных для представителя типа действий занимает бОльшую часть описания типов MBTI или в типологии Юнга, но много внимания уделено и способностям к действию и вытекающим из этих способностей макростратегиям (что хорошо, а что плохо получится, скажем, у мыслительного интроверта или у чувствующего экстраверта; каковы привычные для них паттерны, вытекающие из их способностей). Другой пример — “Пять травм” Лиз Бурбо, где описаны как уровень окружения (телесные проявления детских травм), так и уровень поведения (даже типы названы по поведению), но сфокусированы ”Пять травм” явно на физиологии, в отличие от типологии “Кроме людей”. Последняя, базируясь на физиологии (которая служит основой как для классификации, так и, например, для объяснения явлений «выгорания» и т.п.), тем не менее в основном описывает поведенческий уровень, пусть и выводя его из уровня окружения. В клинической типологии Мак-Вильямс типу поведения соответствует некая стратегия — например, шизоидному отрешённому поведению соответствует стратегия ухода от опасности, обсессив-компульсивному, навязчивому поведению соответствует перфекционистская стратегия, параноидному гиперконтролю — стратегия, основанная на нехватке ресурсов («ресурсов мало и кругом враги, поэтому необходим жёсткий контроль»), истероидному, “звездящему” поведению — лидерская стратегия и т.д.

Далее представлена таблица рабочих и вспомогательных уровней для рассматриваемых на данном сайте типологий личности:

ТипологияОбласть примененияРабочий уровеньВспомогательные уровни

Уровни развития личности по Подводному

Описание этапов личностного развития: восприятия своего места в мире и отношения к социальным программам на каждом этапе

6 – Миссия

5 – Само- идентификация

Архетипы Эль-Тат

Архетипическое описание глобальных жизненных задач

6 – Миссия

4 – Ценности

Архетипы Четуинда

Роли человека в мистерии жизни

5 – Идентичность

6 – Миссия

Системно-векторная психология

Способы получения удовольствия от различных видов деятельности, их связь с определенными органами человека и архетипическими представлениями о ролях в первобытном социуме

5 – Идентичность

6 — Миссия

4 – Ценности

3 – Стратегии

2 – Поведение

1 – Окружение

Психософия

Отношение к четырем сферам Бытия: Воле, Эмоции, Логике, Физике: приоритеты, субъективная значимость и предпочитаемые способы самореализации в этих сферах

4 – Ценности

3 – Стратегии,

2 – Поведение

ТемпористикаОтношение к четырем аспектам времени: Настоящему, Прошлому, Будущему, Вечности, и ряду вопросов, связанных с этими аспектами4 – Ценности

3 – Стратегии

2 – Поведение

Менталитеты ПереслегинаНесколько типов устойчивых мировоззренческих картин, привязанных к тем или иным типам общества4 – Ценности2 – Поведение

Режиссура социальных игр

Стратегии и цели, определяющие стиль поведения человека в обществе и участие его в тех или иных психологических играх в берновском понимании

3 – Стратегии

4 – Ценности

Соционика

Особенности информационного метаболизма: восприятия информации об окружающем мире и ее усвоения, а также формы выдачи ответной реакции

3 – Стратегии и способности

2 – Поведение

ТУАИ

Стратегии мышления и фокусировки внимания на различных областях мира (отдельные объекты, процессы, карты, картины мироздания в целом)

3 – Стратегии

нет

Типология «Кроме людей»

Эмпирическим путем установленные поведенческие особенности и проблемы с социализацией, объясняемые через физиологию

 

2 – Поведение

3 – Стратегии

Типология Юнга и MBTI

Поведенческие особенности и стратегии мышления, связанные с преобладанием одних функций психики над другими

2 – Поведение

3 – Стратегии

Типология Мак-Вильямс

Акцентуации (т.е.  избыточное проявление) тех или иных черт характера

2 – Поведение

3 – Стратегии

Травмы Бурбо

Телесные проявления психологических травм, полученных в раннем детстве

2 – Поведение

нет

ТемпераментыЧетыре классических темпенамента2 – Поведениенет

В предложенной пирамиде типологий верхние уровни определяют цели, ради которых человек что-то делает, а более низкие являются инструментами для достижения этих целей и определяют, как человек будет этих целей достигать, какие инструменты будут ему доступны. Если рассмотреть связь различных уровней на примере нескольких типологий, то получаем следующее: типология Эль-Тат, “светлая” часть архетипов по Четуинду и уровни развития личности по Подводному описывают в виде метафорических образов глобальные жизненные задачи человека, то, ради чего он живёт. Архетипы по Четуинду и системно-векторная психология характеризуют самоощущение человека, его отношение к самому себе. Психософский тип и тип по РСИ описывают то, как выглядят локальные цели, связанные с реализацией этих жизненных задач, в каких областях они лежат, а также те ценности, которые мотивируют человека на движение к этим целям. Соционика и ТУАИ отвечают за то, какие подходы человек будет использовать для достижения этих целей (например, сенсорик-экстраверт будет активно воздействовать на свое окружение для достижения нужных целей здесь и сейчас, не считаясь с затратами сил и средств, а интуит-интроверт – выжидать наиболее благоприятного момента, выискивать возможности добиваться той же самой цели пусть за большее время, но с меньшими затратами), а типологии более низких уровней – описывают особенности поведения и физиологии, которые могут либо помогать, либо мешать двигаться к этим целям.

 

Таким образом, пирамида типологий предлагает целостный и объёмный взгляд на личность человека сквозь сочетание типологических призм, разрешая “противоречия” между ними; зная, какие детали значимы, какие нет, проще сохранить видение картины в целом, “видеть лес за деревьями”. А чёткое понимание принадлежности рабочего уровня типологии к тому или иному уровню пирамиды позволит отделить основные признаки от второстепенных и тем самым избежать ряда ошибок при проведении типирования. Например, в соционике стратегии информационного метаболизма более важны, чем поведенческие составляющие (а часто кажется в точности до наоборот: люди находят какую-то поведенческую составляющую, не подходящую им, и из-за этого отрицают свой тип).

Однако полезность пирамиды не исчерпывается разграничением типологий. На практике её можно использовать для формализованного сбора информации о человеке по всем логическим уровням, о его представлениях о мире и о себе. Немаловажно, что также при помощи знания, формализованного в типологиях, проще будет выявлять и уточнять то, что “осталось за кадром” осознания самого человека. Все это даёт возможности более полного изучения личности, выявления слабых и сильных сторон, поиска и подключения незадействованных ресурсов, проработки нересурсных убеждений и прочих ограничений.