Режиссура социальных игр

Автор обзора: 4X_Pro

Положение в классификации: динамическая (есть возможность развития от более низких к более высоким типам) слабоструктурированная типология норм без интертипных отношений, содержит 5 типов.

Логические уровни: рабочий уровень — 3 (стратегии), значительное количество проявлений сосредоточено на 4 (ценности).

Режиссура социальных игр была описана в одноименной книге Э. Шарипова и С. Кронина. В ней рассматривается 5 типов социальных игр, но под термином «игра» подразумевается то, что у Берна называлось «времяпровождением» или «структурированием времени», т.е.  способ дать этому времени эмоциональное или смысловое наполнение. Для каждого типа игр описываются описывается ценности и мотивация участников, их цели, особенности поведения и стратегий достижения этих целей. Игры в данной типологии представляют собой иерархию, тип человека определяется максимальным из освоенных уровней, при этом предполагается, что человек, освоивший более высокий уровень, умеет играть и на более низких, но субъективной ценности или интереса они для него не представляют, а используются только как инструмент взаимодействия с игроками более низких уровней, когда это необходимо.

Все пять типов игр делятся на фундаментальные и управленческие. Фундаментальные типы («реалист» и «моралист») — игра ведется собственными силами человека, без возможности привлечения энергии или ресурсов из социума, а ключевыми задачами являются задачи, связанные с выживанием и накоплением ресурсов. Управленческие игры («тактик» — переходный уровень, «сценарист» и «идеолог») — есть возможность создавать в социуме самоподдерживающиеся и накапливающие энергию структуры, а ключевой задачей является расширение сферы влияния.

Рассмотрим эти типы игр подробнее (от самого низкого к самому высокому):

  1. «Реалист». Основные интересы — физическое выживание, решение бытовых задач, накопление материальных ресурсов. Ценятся умение делать что-то своими руками. Крайне отрицательное отношение ко всему, что не дает очевидной пользы, выгоды. Ценится принадлежность группе и сплоченность этой группы, при этом происходит полное и безусловное подчинение ее правилам, крайняя консервативность и ограниченность. Ключевой критерий оценки — «не хуже чем у других».
  2. «Моралист». В ценностях моралистов значительное место занимает интеллектуальная деятельность, знания. В то же время, их мышление имеет прямолинейный характер, а знания плохо применяются на практике. Отличительный признак — готовность к спорам на тему «что такое хорошо и что такое плохо» в сочетании с непробиваемой уверенностью в своей правоте, склонность к вмешательству в чужую жизнь с указаниями «как жить должно». В группы моралисты объединяются, как правило, только в рамках борьбы с кем-то. В целом моралисты достаточно консервативны, но в то же время более гибки, чем реалисты. Ключевой критерий оценки — «правильность».
  3. «Тактик»  — переходный этап. Происходит переориентация с вопросов выживания и правильности на вопросы достижения цели. Поведение и нормы становятся более гибкими, больше внимания уделяется имиджу и тому, чтобы стать «своим» в среде игроков управленческих уровней. Характерная особенность — тщательно подчеркнутое желание соответствовать образу «успешного человека». Самый напряженный по затрате сил и нехватке времени уровень. Ключевой критерий оценки — «чего ты достиг в жизни».
  4. «Сценарист». Если тактик играет на какой-то территории ради достижения определенной цели в рамках этой территории, то задача сценариста — это контроль над самой территорией и максимальное расширение своего влияния. Сценарист не вовлекается в процесс достижения цели полностью, как тактик, а сохраняет способность воспринимать мир отвлеченно, что позволяет более гибко распоряжаться временем, придумывать многоходовые комбинации и реализовывать их тогда, когда окружающая ситуация наиболее благоприятна. Кроме того, сценарист умеет мастерски создавать свой имидж под конкретную роль, в которой ему предстоит выступить. Все это дает возможность достигать целей со значительно меньшими усилиями, чем тактику, именно играть, а «вкалывать». Ключевой критерий оценки (если он вообще применим к этому уровню) — это красота самой игры.
  5. «Идеолог». Игроки этого уровня уже не испытывают интереса к материальным благам, их цели — это власть и интерес, а главный ресурс — информация, умение добывать и анализировать которую становится важнейшей частью игры. Для идеологов главный инструмент — это идеи, подбрасываемые ими другим игрокам и вызывающие нужные идеологу изменения в мире. При этом сам идеолог может оставаться в тени, быть «серым кардиналом», внешне к происходящим событиям отношения не имеющим вообще.

Хотя типология считается динамической, переходы на другие уровни игры происходят достаточно редко, так как это достаточно болезненный процесс, ведущий к переоценке ценностей и пересмотру взгляда на мир. Чаще всего причиной перехода становится столкновение с игроком более высокого уровня или постановка цели, недостижимой на текущем уровне, причем цель должна быть настолько ценна, чтобы заставить критически пересмотреть свое мировоззрение.

Методики определения типа: самотипирование по описаниям.

Практическое применение. Лучшее понимание окружающих людей, их целей, особенностей мотивации. Саморазвитие, сознательное освоение более высоких уровней игр для более эффективного достижения поставленных целей. Использование в семейной психологии для решения проблем, вызванных несовпадением уровней членов семьи.

Первоисточники