Взаимосвязь между соционикой и психе-йогой

Автор: 4X_Pro

Афанасьев в своей типологии отметил существование с античных времен и до наших дней деления мира на четыре составляющих: Воля, Эмоция, Логика, Физика. Однако описание смыслового наполнения этих составляющих в психе-йоге во много пересекается с описанием аспектов в соционике, из-за чего среди новичков часто возникает заблуждение, что психе-йога – это упрощенный вариант соционики, в результате чего к ней пропадает интерес.

Однако на самом деле это не так. Чтобы разобраться, где же проходит граница между этими типологиями, следует вспомнить, что объектом изучения соционики является информационный метаболизм, т.е.  процессс селекции, обработки, сохранения и выдачи информации об окружающем мире по 8 различным аспектам.

Психе-йога же изучает отношение человека к четырем перечисленным выше составляющим мира с точки зрения оценки достижения каких-либо результатов, восприятия обратной связи, мотивации и самооценки по каждой из этих областей, а также их субъективную значимость и приоритеты для человека. Таким образом, основной областью рассмотрения психе-йоги оказывается область поведения и принятия решений человеком, которая выходит за рамки соционики.

Однако эффективное принятие решений для соверешния каких-либо действий в любой из четырех составляющих мира невозможно без обладания информацией от внешнего мира. Но эффективность получения и переработки (под переработкой будем подразумевать выделение из информационного потока знакомых образов/понятий/ощущений) этой информации отвечает именно социотип.

Важно отметить, что хотя информация по каждой из четырех сторонах мира передается по всем восьми соционическим аспектам, ее распределение по этим аспектам крайне неравномерно. Для любой из сторон существует два основных аспекта, с помощью которых передается бОльшая часть информации (более половины), а остальные играют вспомогательную роль. По мнению автора данной статьи, основными аспектами являются следующие:

  • Логика – БЛ (для оценки формальной правильности рассуждений) и ЧИ (поиск идей и оценка возможностей, которые они могут дать);
  • Эмоция – ЧЭ (оценка эмоционального состояния человека) и БИ (оценка уместности, своевременности и гармоничности проявления эмоций);
  • Воля – ЧС (умение оказать воздействие на окружающих, создав видимость собственной значимости – визуальный ранг) и БЭ (выстраивание отношений в своем окружении так, чтобы это помогало двигаться к цели);
  • Физика – ЧЛ (восприятие процессов преобразования окружающего материального мира) и БС (ощущение собственного тела, а также окружающего пространства).

Таким образом, эффективность работы той или иной функции психе-йоги зависит от того, куда попадают соответствующие основные аспекты и насколько качественную информацию они могут поставлять. Однако с другой стороны, даже для слабых соционических функций возможна проработка их наполнения (накопление опыта, т.е.  количества образов/понятий/ощущений, которые они могут распознавать), за счет чего возможно улучшение качества их работы. Причем эта проработка идет тем интенсивнее, чем значимее для человека та ПЙ-функция, для которой соответствующий аспект является основным.

Рассмотрим возможные сочетания:

  1. Сильная соционическая функция + высокая ПЙ-функция. В этом случае человек эффективно воспринимает информацию и так же эффективно строит на ее основе строит свое поведение, не скатываясь в крайности суперпроцесса или суперрезультата. Соционическая функция постоянно наполняется, но ее многомерность позволяет наполнять ее без особых усилий и травматичных ситуаций, перенимая чужой опыт с умением видеть ситуации, когда он оказывается полезным, а когда нет. При таком сочетании и ПЙ и соционическая функции определяются при типировании вполне однозначно.

  2. Сильная соционическая функция + низкая ПЙ-функция. Такая ситуация сильно различается в случае несогласованной ПЙ-функции (т.е.  третьей) и согласованной (четвертой). В первом случае человек будет активно действовать по этой функции, а возможность эффективно перерабатывать информацию по этой функции позволит ему избежать наиболее неудачных действий, способных вызывать негативную реакцию со стороны окружения, от котрой так сильно зависит третья функция. Это приведет к тому, что «язва» по ней будет неглубока, и человек будет достаточно гармоничен. При таком сочетании легко определяется соционическая функция, но возникают затруднения с определением функции по ПЙ.
    С четвертой функцией ситуация обратная: ее отсутствие мотивации приводит к тому, что она используется крайне редко и остается слабонаполненной. Однако в сложных ситуациях многомерность соционической функции может помочь найти какое-то неожиданное решение, т.е.  функция является как бы «скрытым резервом» человека. При таком сочетании, как правило, легко определяется ПЙ-функция, но возникают сложности с определением соционической.

  3. Слабая соционическая функция + высокая функция по ПЙ. В ситуации, когда ПЙ-функция несогласованная (первая), человек будет пытаться регулярно действовать по ней, но из-за недостатка или искаженного поступления информации это будет часто приводить к ошибкам. Фактически, человек будет учиться исключительно на собственном опыте, совершая ошибки и «набивая шишки» почти везде, где только это возможно. Однако на определенном этапе произойдет переход количества в качество, т.е.  соответствующие соционические аспекты окажутся наполненными в достаточной мере, для решения большинства повседневных задач по данному аспекту, и человек начнет чувствовать себя уверенно. Для согласованной (второй) функции ситуация аналогичная с той лишь оговоркой, что наполнение происходит ощутимо медленнее.
    Такое сочетание позволяет достаточно легко определять ПЙ-функцию, однако возникают сложности при определении соционической (так, например, болевая в результате прокачки может начать выглядеть почти как творческая).

  4. Слабая соционическая функция + низкая функция по ПЙ. Как правило, это сочетание приводит к тому, что человек не может оценить себя в соответствующей области адекватно. Наиболее вероятным результатом становится избегание каких-либо действий в данной области вообще, а в случае несогласованной третьей функции – еще и активная демонстрация своей позиции, связанная с отрицанием данной области вообще. При типировании, как правило, наблюдается либо полный уход от ответов, либо весьма неадекватные ответы на соответствующие вопросы. В случае, если у типировщика соответствующая соционическая функция не является одномерной, такие ситуации распознаются достаточно легко.

Сочетания 1 и 4 будем называть «взаимодополняющими», так как в этом случае соционический и психософский тип усиливают проявления друг друга, а сочетания 2 и 3 – «противоречивыми» (на проекте SOCIOCLUB.ORG с конца 2006 года эти сочетания также назывались замыкания первого и второго типов, однако сейчас это название практически не используется).

Знание особенностей взаимного влияния функций психософии и аспектов, через которые они выражены, позволяет избегать ошибок при типировании, связанных с усилением/ослаблением определенных функций при наличии подобных замыканий. Кроме того, существование вышеописанных особенностей делает целесообразным либо типирование по обеим типологиям одновременно (хотя это создает определенные трудности организационного плана, в частности, увеличение объема анкеты), либо последовательное типирование сначала по ПЙ, а уже потом по соционике.

Для самого обладателя функций взаиомодопляющее сочетание по высоким функциям сопровождается аналогичным взаимодополнением по низким. В результате происходит существенный перекос в развитии этих аспектов. В ситуациях, когда человек находится в отношениях дуализации/агапэ, это может быть даже преимуществом, так как отдавая слабые функции дуалу, человек может целиком сосредоточиться на своих сильных сторонах и достигать весьма существенных результатов. Если же дуала/агапэ не находится, то сталкиваясь со сторонами жизни, задевающими слабые функции, человек испытывает очень существенный дискомфорт.

С противоречивыми же сочетаниями ситуация несколько иная: в первую полвину жизни человек испытывает существенные проблемы из-за необходимости активно наполнять слабые соционические функции, однако в дальнейшем становится гармоничным и самодостаточным.

Зная об этих особенностях, определить, кому какая стратегия саморазвития больше подходит: развитие для получения максимальной эффективности сильных функций или же развитие, направленное на гармоничное сочетание всех областей жизни.

Вернуться к списку материалов