Теория Уровней Абстрактного Интеллекта

Автор обзора: 4X_Pro

Теория Уровней Абстрактного Интеллекта была придумана Яковом Фельдманом в начале 90-х годов и описана в ряде его книг. Основной объект изучения данной типологии — части мира, которые человек может воспринимать и удерживать в сфере своего внимания (объект, процесс, карта, целостная картина мира). Уровни тесно связаны с возрастом, считается, что в идеальном случае человек осваивает новый уровень каждые 3 года. В частности, ребенок в возрасте 3 лет способен удерживать в сфере своего внимания один объект, например, игрушку, если предложить ему другую, то о существовании первой он забудет. К 6 годам включается второй уровень, и ребенок получает возможность сравнивать игрушки между собой, находить у них что-то общее или наоборот, различия. Всего выделяется 8 уровней, и к 24 годам человек в идеальном случае должен достигать 8-ого уровня, а в дальнейшем возможность свободно переключаться между ними по мере необходимости. Однако на практике часто получается так, что освоение тех или иных уровней занимает существенно больше времени, какие-то уровни человек проходит в своем развитии и больше не возвращается к ним, а какие-то продолжает использовать в течение всей жизни.

В большинстве случаев (кроме нескольких первых лет жизни) человеку доступно для восприятия несколько уровней. Однако представления об их количестве и структуре менялись по мере развития типологии. В частности, на начальном этапе выделялось три активных уровня: целевой и два служебных. Считалось, что развитие идет следующим образом: когда человек только осваивает новый уровень, по нему ставятся цели, достижение которых обладает определенной самоценностью. Когда уровень освоен полностью, он перестает представлять самостоятельную ценность и начинает использоваться как инструмент для достижения целей, связанных с более высоких уровней (так, например, когда человек учится писать, для него научиться писать ту или иную букву может быть самоцелью, а когда он уже пишет уверенно, написание букв становится инструментов достижения других целей, например, написания статьи). Возможны ситуации, когда целевой уровень оказывается ниже служебных, но они достаточно редки, а сам Фельдман называл таких людей «злодеями». В настоящее время автором выделяются четыре «любимых уровня», которыми человек активно пользуется, без деления на целевые/служебные.

Краткая характеристика уровней:

  • 1 уровень. Возможность выделить один объект, и полностью сконцентрироваться на нем, оставив за пределами рассмотрения весь остальной мир, сверхконцентрация на объекте.
  • 2 уровень. Возможность рассматривать несколько объектов, сравнивать их между собой, выделяя общие свойства и различия, возможность выделять части сложного объекта. Способность различать в мире добро и зло.
  • 3 уровень. Способность сконцентрироваться на процессе, т.е.  видеть изменения или преобразования, происходящие с объектом с течением времени. С достижением этого уровня становятся осмысленными понятия «прошлое» и «будущее».
  • 4 уровень. Одновременное видение множества процессов, а так же различных социальных ролей и способность переключаться между ними по мере необходимости.
  • 5 уровень. Появляется свобода выбора, возможность самостоятельно спланировать последовательность своих действий для достижения той или иной цели.
  • 6 уровень. Видение различных систем правил, но не жестко определяющих поведение, как роль на четвертом уровне, а рамочных, задающих границы свободы действий для того, чтобы дать возможность учитывать интересы и согласовывать деятельность различных участников системы.
  • 7 уровень. Сведение всех знаний в целостную картину мира с возможностью заполнения недостающих знаний с помощью здравого смысла, аналогий и интуиции.
  • 8 уровень. Способность к эмпатии, восприятию другого человека именно как целостной личности со всеми ее уникальными особенностями, способность посмотреть на мир глазами другого человека.

Вернуться к списку материалов